25 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

25 апреля

Русский учёный-языковед и педагог Ф.И. Буслаев (1818–1897)

13 (25) апреля 1818 года, г. Керенск Пензенской губернии – 31 июля (12 августа) 1897 года, посёлок Люблино под Москвой

(См. далее...)

25 апреля

Русский композитор В.П. Соловьев-Седой (1907-1979)

Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьёвых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте.

(См. далее...)

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву.

(См. далее...)

Другие события:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

6 декабря

Русский писатель С.П. Залыгин (1913-2000)



С.П. Залыгин

Сергей Павлович Залыгин (1913–2000) - русский советский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН (1991).

Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 года в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.

В 1939 году окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946–1955); кандидат технических наук (1949).

Во время Великой Отечественной войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лёг в основу книги Залыгина «Северные рассказы», 1947); в 1955–1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.

В 1941 году выпустил первую книгу «Рассказы»; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвящёнными проблемам сельского хозяйства (книга рассказов и очерков «На Большую землю», 1953; «Весной нынешнего года», 1964; «Красный клевер» 1955).

В «оттепельные» годы опубликовал повесть «Свидетели» (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в том числе, своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести «Обыкновенные дни» (1957) и книгу рассказов «Блины» (1963).

Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощённого, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина «О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи», изданная в Новосибирске (1961), и роман «Тропы Алтая», посвящённый исследователям труднодоступных районов.

Роман привлёк внимание А.Т. Твардовского и был опубликован в 1962 году в журнале «Новый мир», где в 1964 году увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть «На Иртыше» («Из хроники села Крутые Луки»), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.

«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с ещё большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах «Солёная падь» (1967; Государственная премия СССР, 1968), «Комиссия» (1975) и «После бури» (книги 1–2; 1980–1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в «Солёной пади» – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е. Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в «Комиссии» – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе «После бури»).

С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте имени А.М. Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР.

В 1986–1998 годы – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И. Солженицына, а также роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и другие острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в том числе, самого Залыгина).

Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман «Южноамериканский вариант», 1973).

Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» «Свобода выбора» (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 века.

Философская повесть «Однофамильцы» (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть «Ирунчик» и «Уроки правнука Вовки» (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.

Залыгин оставил также путевые очерки (в том числе, о Китае, который он посетил в 1958 году), повесть «Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах» (1973), многочисленные литературно-критические («Мой поэт. О творчестве Чехова», 1969; «Литературные заботы», 3-е изд., 1982; «Собеседование», 1982; статьи о Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом, П.Н. Васильеве, А.П. Платонове, Л.Н. Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи («Два провозвестника», 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М. Достоевского и В.И. Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; «Моя демократия», 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; «Культура, демократия и тоталитаризм», 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, то есть, в первую очередь, национального языка и воплощённого в нем образа мыслей).

Умер Сергей Павлович Залыгин в Москве 19 апреля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.



Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год