Выдающиеся личности
Алексей Владимирович Баталов - Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий.
Родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актёров Московского Художественного академического театра. Отец - Баталов Владимир Петрович (1906 г.рожд.). Мать - Ольшевская Нина Антоновна (1908 г.рожд.). Ближайшие родственники родителей также выходцы из актёрской среды. Среди них великие актерские имена: О. Андровская, Н. Баталов, В. Станицын.
Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг всё было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты... Весь мир маленького Алёши был театр - Московский Художественный академический.
Впоследствии мама вышла замуж за писателя В.Е. Ардова, а с этим расширилась «среда обитания» будущего актёра Алексея Баталова. В ней появились знаменитые писатели, композиторы - цвет русской интеллигенции. В дом Ардова-Ольшевской приходили М. Булгаков, О. Мандельштам, М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, М. Залка, Ю. Олеша, М. Светлов, Ф. Раневская, Л. Чуковская, Л. Русланова, Б. Пастернак, Д. Шостакович и многие другие. «Начальное образование» Алексея, собственно, и складывалось в общении с этими людьми.
Фамилия Баталовых прочно вошла в историю театрального и киноискусства России XX века. Его отец, мать, дядя, их друзья-актёры в немалой степени определили нравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Они передали актёрскую эстафетную палочку Алексею Баталову, профессиональному актеру, режиссеру, имя которого на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента.
Когда Алексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала А. Ахматова. Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, и, может быть, всей жизни будущего актёра. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В. Баталова принадлежит портрет А.А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.
Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе - началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.
Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л. Арнштама «Зоя». До сих пор в его памяти остались первый опыт существования перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущение скованности, чужеродности рук, ног, голоса.
Начало профессии, а в её выборе в семье Баталовых сомнений не было, положила Школа-студия имени Немировича-Данченко при МХАТе. Учёба в мхатовской студии не стала для Алексея лёгкой прогулкой – её определял напряжённый ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов - без ссылки на авторитет фамилии. По сей день Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей: С.К. Блинникова, В.Я. Станицына, - всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С. Станиславского. Он и ныне остаётся верен духу творческих исканий великих мастеров Художественного театра.
После окончания училища А. Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году среди других талантливых молодых актёров Москвы он был командирован в труппу Театра Советской армии, прослужив там несколько лет.
В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ.
Жизнь распорядилась таким образом, что снявшись в 1954 году в своём первом «взрослом» фильме, А. Баталов навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» И. Хейфица положила начало одной из самых ярких и значительных биографий в российском киноискусстве.
Встреча с И. Хейфицем стала очень важной в судьбе молодого Баталова. В режиссёрской манере работы с актёрами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актёрской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актёрской личности. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И. Хейфиц увидел в молодом актёре тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актёрах не «играющих», а «живущих». Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А. Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.
У И. Хейфица А. Баталов снялся в 5 картинах: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П. Чехова. Во-первых, потому, что это встреча с классическим материалом и именно с Чеховым, во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоления привычного восприятия актёра как близкого всем современника, того, что называлось в ту пору образом положительного героя. Риск И. Хейфица оказался оправдан. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику. Образ, созданный А. Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.
Судьба дарила актёру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В его лице - профессионального, умного единомышленника - они получали благодатную возможность выражения своих замыслов. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноимённой повести А.М. Горького. Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В. Пудовкина роль Павла Власова исполнял дядя Алексея - Николай Баталов - талантливейший обаятельный актер. И эта роль принесла успех актёру, режиссёру, фильму.
«Летят журавли» режиссера М. Калатозова (1957) - фильм-легенда, который вошёл в золотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа. Свидетельство тому - Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей.
В 1962 году режиссер М. Ромм снимает фильм «9 дней одного года». А. Баталов играет в нём главную роль физика Гусева, который воплотил на экране образ героя своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своей идее, своей Родине учёного. Эта картина была справедливо признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени.
Среди ролей А. Баталова не было проходных: «Живой труп» В. Венгерова по одноименной пьесе Л. Толстого (1969); «Бег» А. Алова и В. Наумова по мотивам произведений М. Булгакова (1971); «Чисто английское убийство» С. Самсонова (1974); «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля (1975); «Сгореть, чтобы светить» Н. Чернева (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» В. Меньшова (1979); «Скорость» В. Светозарова (1983), «Зонтик для новобрачных» (1986), - простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации, воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актёра.
Однако две киноленты, две роли всё-таки стоят особняком. Классика - пьеса «Бег» М. Булгакова, которую блистательно экранизировали А. Алов и В. Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции. Роль приват-доцента Голубкова, которую исполнил А. Баталов - точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама - «Москва слезам не верит», - фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию Оскар. А А. Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актёр. Роднит их глубина души, человеческая чистота, внутреннее мужество, - качества, которыми наделил Алексей Баталов своих персонажей.
Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала, безусловно, режиссёрская работа. В качестве режиссёра-постановщика он снял три картины. Это экранизации классических произведений: «Шинель» по Н. Гоголю (1960), «Три толстяка» по Ю. Олеше (1966, совместно с И. Шапиро), «Игрок» по Ф. Достоевскому (1973), - все они являются примером своеобразного, интересного, в то же время бережного, перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.
Особое место занимает в творчестве А.В. Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр - это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова - «Казаки» Л.Н. Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Поединок» А.В. Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.
С 1975 года творческая биография А.В. Баталова обрела новую грань - он стал преподавателем ВГИКа. В 1999 году он, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актёрского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской. Ученики А.В. Баталова работают в настоящее время, помимо России, в Киргизии, Белоруссии, на Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира. Он часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школа Художественного театра, многообразный личный творческий опыт. Работа с учениками для него лично - возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретённых за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми яркими людьми своего времени, ещё в одной сфере - педагогике.
Алексей Владимирович Баталов, как и его герои, владеет многими необходимые житейскими навыками: ещё со времен службы в армии он - профессиональный шофер, автомеханик. А ещё он пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Он является также автором книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Вклад А.В. Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами. Он удостоен почётного звания Народного артиста СССР (1976), ему присвоены звание Герой Социалистического труда (1989), Государственная премия СССР за фильм «Москва слезам не верит» (1981), Государственная премия РСФСР за художественный фильм «9 дней одного года» (1963), премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек», «9 дней одного года», «Летят журавли» и других, премия братьев Васильевых.
Алексей Баталов награждён двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры «Кирилла и Мефодия».
А.В. Баталов известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».
Выдающийся русский актёр избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы годы, почётным членом Международного фонда «Мир искусства», почётным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского Совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).
|