20 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

22 апреля

Русский писатель-фантаст И.А. Ефремов (1907-1972)

Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 (1908?) года в купеческой семье в селе Вырица Царско-Сельского уезда Петербургской губернии.

(См. далее...)

24 апреля

Русский поэт В.И. Фирсов (р.1937)

Владимир Иванович Фирсов (26 апреля 1937) - русский поэт.

(См. далее...)

25 апреля

Русский учёный-языковед и педагог Ф.И. Буслаев (1818–1897)

13 (25) апреля 1818 года, г. Керенск Пензенской губернии – 31 июля (12 августа) 1897 года, посёлок Люблино под Москвой

(См. далее...)

25 апреля

Русский композитор В.П. Соловьев-Седой (1907-1979)

Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьёвых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте.

(См. далее...)

Другие события:

20 апреля

Пятница Светлой седмицы

(См. далее...)

20 апреля

Икона Божьей Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы)

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

(См. далее...)

20 апреля

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский (после 820)

День памяти: Апрель 7 (20)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

27 июля

Русский писатель В.Г. Короленко (1853-1921)



Владимир Галактионович Короленко

Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель.

Родился 15 (28) июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни.

Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой.

В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно - в «Истории моего современника».

Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Всё это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность.

К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов.

Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей человечностью.

В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств.

Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжёлую нужду: обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц.

В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию.

В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключён из академии.

Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой.

С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар.

После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском.

Сибирь произвела на Короленко огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, тяжёлая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении».

Верный основному складу своей творческой натуры - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берёт его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор всё чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней немного, но много трудного, сложного - и всё это нашло своё отражение в рассказах Короленко: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полу-этнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год» (Санкт-Петербург, 1893).

Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в своё время дали ряд весьма важных практических указаний.

Общественная деятельность Короленко за всё время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода «учреждением»: около него сгруппировались лучшие элементы края для противостояния злоупотреблениям всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры.

К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое «Мултанское дело», когда благодаря замечательной энергии Короленко и искусно проведённой защите, были спасены от каторги вотяки.

В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895, № 1 - 3 и отдельно), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором.

С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли».

В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук Короленко был в числе первых, избранных в почётные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почётные академики Горького, Короленко вернул свой диплом при письменном протесте.

С 1900 года Короленко поселился в Полтаве.

С 1906 года он начал печатать отдельными главами самое обширное по объёму из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника».

По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его «записки - не биография, не исповедь и не автопортрет». Но, вместе с тем, он «стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя её красивыми или яркими чертами правды художественной».

В результате «историческое» или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим. К тому же вышедшие две первые части «Истории моего современника», главным образом, посвящённые начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трёх национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины.

Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском , Михайловском , Чехове, - которые он объединил под общим заглавием «Отошедшие». Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку.

Блестящее место в литературном творчестве Короленко занимает его обширная публицистическая деятельность - многочисленные газетные и журнальные статьи, посвящённые разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью.

Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению нужд и бедствий.

Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в «Голодном годе», или в произведшем огромное впечатление «Бытовом явлении» (1910) есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга.

Высокое положение, которое занимает в русской литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он – рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в «бытовое явление» смертные казни, Короленко уже «не может молчать», по выражению Толстого; ему не боязно говорить об «избитом сюжете».

Искренность Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не «партиец», он христианин в прямом и непосредственном смысле слова.

В 1914 году вышло в свет 9-томное собрание сочинений писателя. Мечтая создать художественную летопись своего поколения, Короленко до конца жизни работал над «Историей моего современника».

Считая себя «беспартийным социалистом», писатель отнёсся к Февральской революции 1917 года как к возможности демократического переустройства страны.

Короленко в своих очерках «Война, отечество и человечество» выступил против «пораженцев» в войне, полагая, что только после освобождения национальной территории и заключения справедливого мира можно будет избежать «войны всех против всех». В.И. Ленин, прочитав это сочинение Короленко, сказал о нём: «Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками».

Октябрьскую революцию Короленко не принял, полагая, что «сила большевизма всякого рода в демагогической упрощенности» и «возможная мера социализма может войти только в свободную страну».

С началом гражданской войны выступал против «красного» и «белого» террора, ходатайствуя перед любыми властями о спасении жизни людей.

Короленко осуждал раскулачивание и продразверстку как безнравственное и безумное прекращение нормальных экономических отношений.

Он требовал свободы слова, считая, что «лучше даже злоупотребления свободой, чем её отсутствие».

Писатель требовал отказа властей от невозможного в отсталой стране осуществления социализма и коммунизма, написав шесть безответных писем А.В. Луначарскому, назвавшему их автора «прекраснодушным Дон-Кихотом».

Будучи тяжелобольным, писатель категорически отказался от выезда за границу на лечение.

В последние годы у него прогрессировала болезнь сердца, но он трудится: основывает колонии для сирот и беспризорных, участвует в помощи голодающим.

Умер Владимир Галактионович Короленко от воспаления легких 25 февраля 1921 года в Полтаве. Похоронили его близ его усадьбы при огромном стечении народа.


Всей своей жизнью Короленко подтвердил данную ему современниками характеристику «нравственного гения».



Русский биографический словарь

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год