26 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

27 апреля

Виленская икона Божьей Матери

Дни памяти: Февраль 14 (27), Апрель 14 (27)

(См. далее...)

1 мая

Максимовская икона Божьей Матери (1299)

День памяти: Апрель 18 (1 мая)

(См. далее...)

7 мая

Молченская икона Божьей Матери, именуемая «Целительница» (1405)

Дни памяти: Апрель 24 (7 мая), Сентябрь 18 (1 октября)

(См. далее...)

9 мая

Преполовение Пятидесятницы

Иконография иконы связана с евангельским чтением в день Преполовения

(См. далее...)

Другие события:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Церковные праздники

20 апреля

Икона Божьей Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы)


Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»



Икона Божьей Матери Живоносный Источник

Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455— 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

 Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница».

 Первоначально этот образ распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоём и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению».

 Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками.

Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе.

Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Неё произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь.

Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в приделе во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

 Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Ранее XVII века русских композиций на эту тему неизвестно.

Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский. Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной иконой.

В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник».

Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Церкви.

 На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьёт водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

 Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована Богоматерняя милость, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в светлый пяток (пятницу), подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Её богатую милость.

 Со временем композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

 Особенно сложен композиционно образ «Живоносного Источника» из Ильинского храма в Черкизове в Москве. Изображение собственно «Живоносного Источника» частично вписано в полукруг, венчающий всю икону. У полей, слева, находятся Цареградская икона Божией Матери, происходящая, как и образ «Живоносный Источник», из Константинополя, изображение святителя Иерусалимского Кирилла, неутомимо обличавшего арианскую ересь, которою Пресвятая Дева лишалась Богоматеринского достоинства, и икона Божией Матери «Умягчение злых сердец».

 Образ Божией Матери «Умягчение злых сердец» иногда называют «Симеоново проречение». Он сходен с «Семистрельным». И в том, и в другом Божия Матерь изображается с семью стрелами, пронзившими Её сердце и означающими страдания, предреченные святым праведным Симеоном Богоприимцем (Лк. 2, 35).

 В правых клеймах — Иерусалимская икона Божией Матери, образ святителя Иерусалимского Софрония, составившего стихиры и молитву на водоосвящение в день Богоявления, когда освящаются все воды, все источники, и икона Божией Матери с одним из древнейших названий, данным ей верующим русским народом,— «Взыскание погибших».

В основании общей композиции — изображение явления Богоматери и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя (источника).

Центральное место в иконе (средник) занимает икона Богоматери «О Всепетая Мати», вписанная в круг, обрамленный полоской декоративного орнамента. Фон круга — звёздное небо. По краю мафория надпись — одно из величайших творений преподобного Иоанна Дамаскина — гимн-молитва «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа».

Идея Богоматеринского врачевства подчеркивается мыслью о Богоматеринской защите, покровительстве. Композиционно эта икона близка к Цареградской. Очень важно отметить, что символ — три звезды на раменах и челе,— указывающий приснодевство Божией Матери, заменен образным указанием на её нетленную ангельскую чистоту: на месте звёзд изображены юные лики Ангелов и на нимбах написано: «по Рождестве Дева» (на правом плече), «в Рождестве Дева» (на головном покрывале) и «до Рождества Дева» (на левом плече).

 Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Её неустанного ходатайства перед Божественным Сыном, Её всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Её к миру — врачевство от всяких недугов.

 С древнейших времен весь христианский мир связывал с Богоматерью представление о чудесных исцелениях и помощи в болезнях. И ныне, как и прежде, к Ней припадают, Её молят, «на Нее надеются, Ею хвалятся».

 В службе иконе Богоматери «Живоносный Источник», как и в других Богородичных службах, эти две стороны Богоматеринского величия различаются и раскрываются достаточно ясно. С одной стороны, Богоматерь предстает перед нами как «Храм Владыки» «рождшая несказанно Предвечное Слово Отчее» (кондак, икос) и «Бессмертную Жизнь»; с другой стороны, Она — «Источник воистину воды живыя» «источающий благодать верным» и подающий«различное врачевство...».

 Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

 То, что композиция иконы «Живоносный Источник» представляет собой совокупность нескольких Богородичных икон, имеет свой глубокий смысл.

Можно думать также, что не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери (вспомним икону «Симеоново проречение»). В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлён Божией Матери (Ин. 19, 26—27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20).

Эта мысль в отношении к Богоматери особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».


Живоносный источник

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год