Выдающиеся личности
Родилась 10 апреля 1937 года, умерла 29 ноября 2010 года
Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна (1937-2010) - русская поэтесса.
Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова.
В 1955 году в газете «Комсомольская правда» было опубликовано её стихотворение Родина.
По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах» и др.).
В 1957 году она писала в «Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания».
В 1959 году Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака, но затем восстановлена.
В 1960 году окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 году стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая её поэтический дар, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении:
«Здравствуй, Чудо по имени Белла,
Ахмадулина, птенчик орла!»
Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др.
В 1977 году она была избрана почётным членом Американской академии искусства и литературы.
В 1988 году вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.
Рассказ Ахмадулиной «Много собак и собака» вошёл в неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А.Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским её называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сборнике «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей который год...»; там же).
Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А. Пушкина и М. Цветаевой (сборник «Тайна», 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди – «кривая Нинка» (сборник «Побережье», 1991), «электрик Василий» (сборник «Стихотворения», 1988) и др.
Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем «больничном цикле» - «Воскресенье настало...», «Был вход возбранён...», «Ёлка в больничном коридоре» и др.:
«Я видела упадок плоти
и грубо поврежденный дух
...весь этот праздник некрасивый
был близок и понятен мне».
Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия» публиковал её стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.
Ахмадулина – автор многочисленных эссе: о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и других крупных творческих личностях, которые, по её словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».
В 1989 году ей была присуждена Государственная премия СССР.
Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю - снова не получится
Из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости - из горести
Так прямо голову держу .
1957
|