2 мая 2024
Разделы событий:
События по теме:

2 мая

Дирижёр В.А. Гергиев (р. 1953)

Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года на Кавказе.

(См. далее...)

4 мая

Российский художник М.М. Шемякин (р. 1943)

Михаил Михайлович Шемякин родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного.

(См. далее...)

5 мая

Покоритель Севера, гидрограф Г.Я. Седов (1877-1914)

Седов Георгий Яковлевич [родился 23.04 (05.05). 1877, с. Кривая Коса, ныне пос. Седово Донецкой обл. Украины, - умер 20.02 (05.03).1914] - русский исследователь Арктики.

(См. далее...)

5 мая

Русский писатель А.С. Иванов (1928-1999)

Дата рождения: 05.05.1928 г.

(См. далее...)

Другие события:

2 мая

Блаженная Матрона Московская (1952)

Дни памяти: Апрель 19 (2 мая), Август 24 (6 сентября) (Собор Московских святых - переходящее празднование в восресенье перед 26 августа), Сентябрь 22 (5 октября) (Собор Тульских святых)

(См. далее...)

2 мая

Cоветские войска полностью овладели столицей Германии Берлином (1945)

Текст радиозаявления

(См. далее...)

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

10 апреля

Русский писатель, поэт, историк К.С.Аксаков (1817- 1860)



К.С. Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков—один из известных идеологов и основателей славянофильства, философ, публицист, литератор, политический мыслитель. Родился в Петербурге в семье знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, в семье «с пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому», что, несомненно, не могло не отразиться на характере и мировоззрении Константина Сергеевича и его младшего брата Ивана Сергеевича.

Его детство прошло в родовом поместье в Багрово, описанном его отцом в «Семейной хронике».

В 1832 году он становится студентом филологического факультета Московского университета. Вскоре вступает в кружок Н.В. Станкевича, в который входили В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин.

Белинский оказал огромное влияние на Аксакова. В кружке изучали Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Особенно сильным было увлечение Гегелем. Аксаков с большим энтузиазмом занимался гегелевской философией с полным убеждением, что не только он, но и русский народ перед всеми другими призван понять Гегеля, чтобы изменить «гнусную российскую действительность» (выражение Белинского). В духе гегелевского закона отрицания отрицания, полагал он, Россия «может возродиться в высшей форме первоначального положения».

Эта мысль в полной мере соответствовала идеям славянофильства о возврате старых форм Древней Руси как идеала человеческого общежития. Хомяков, Киреевский, Самарин оказались ближе по духу Аксакову. После смерти Станкевича (1840 год) он разрывает связь с кружком из-за различий во взглядах.

В своих научных исследованиях Аксаков большое внимание уделял древности, древним грамотам, старым формам государственного правления в Новгороде и Москве. Он находил в русской традиции то, что соответствовало славянофильским взглядам и подтверждало факт совершенства образов правления (особенно московского государства), единства самодержавия и народа.

Главным фактором разрешения всех противоречий, считал Аксаков, является крестьянская община с ее общинным землевладением. Мудрая система политического управления рождается в союзе царя и народа. Совещательная форма соединяет свободомыслие народа с царской волей. В итоге вывод: «Нам нечему учиться у Запада, в Древней Руси все было», и только при Петре I преступное подражательство со стороны высших слоев русского народа привело к отрыву политической власти от традиционных форм политической жизни.

Большой интерес К.С. Аксаков проявлял и к проблеме личности и свободы; как философ, он обнаруживает собственный подход к ней. Согласно его концепции, личность проявляет свою двойственную природу: негативную и позитивную. С одной стороны, развиваясь своим индивидуалистическим путём, путём самообособления и исключительности, она доводит себя до крайнего эгоизма и саморазрушается, с другой, путём самосовершенствования, самоограничения, самопожертвования, альтруизма во имя блага общественного, целого, личность находит в этом удовлетворение и смысл жизни.

Важнейшим условием ее истинного развития является русская община. «Личность в русской общине,—писал Аксаков, — не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма…. личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре, где каждый певец поёт своим голосом, но подчиняясь задачам, которые выполняет хор в целом» (Сочинения: В 7 т. М., 1898. Т. 1. С. 43).

К.С. Аксаков считал, что Россия, в отличие от Запада, может избегать конфликтов народа с властью, благодаря существующей самобытности социального уклада русской жизни. Основа этого уклада—русская община, защищающая и сохраняющая своеобразие и свободу личности в своих внутренних пределах от внешней сферы, государственной. Государство - в соответствии с внешним законом - создает и внешние правила поведения, которые оказываются чуждыми личности, её внутренней жизни. Поэтому, противопоставляя социальную форму жизнедеятельности государственной, Аксаков высшей ценностью считает первую. Именно в сфере социальной личность приобретает свободу, которая закрепляется религиозным началом. И если на Западе, вследствие чрезмерного развития государственных форм бюрократии, полиции «душа убывает», «совесть заменяется законом», «внутренние побуждения — регламентом», то в России, благодаря общине, личность приобретает подлинную свободу и внутреннее восполнение.

Главная причина превосходства русского народа перед народами Запада, по мнению Аксакова, заключена в особом его национальном складе характера: во-первых, в нём более всего развиты общечеловеческие принципы, «дух христианской гуманности» и высоко-нравственной жизни; во-вторых, в его природе отсутствуют такие негативные черты как чувство национального эгоизма, национальной исключительности, враждебности к другим народам; в-третьих, в нём есть неиспорченное цивилизацией чувство справедливости в решении социальных вопросов, общинная взаимопомощь, исключающая подавление интересов каждого общим, духовная цельность, основанная на религиозно-нравственном мировоззрении, духовная свобода индивидуума; в-четвертых, принадлежность к единому славянскому племени, с его единомыслием, основанном на любви, братстве и патриотизме.

Свои политические взгляды Аксаков наиболее полно изложил в «Записке о внутреннем состоянии России», подготовленной им для Александра II, царя, «умевшего слушать истину», навеявшего либеральные настроение обществу после длительного деспотического правления Николая I. Именно в этот период распространялись идеи ограниченного самодержавия, введения в России конституционной монархии и установления духовной свободы.

Из «Записки» ясно, что Аксаков не только противник ограниченного самодержавия, но и выступает против популярной идеи политической свободы, которая могла бы породить нежелательные стремления достигнуть её революционным путем, что наверняка бы разрушило веками установившуюся самобытность русского народа, развивающуюся по своим собственным внутренним законам. Поэтому Аксаков, критикуя правительство за деспотизм, за подавление нравственной свободы и возлагая на него ответственность за деградацию нации, писал: «Нарушение со стороны правительства русского гражданского устройства, похищение у народа нравственной его свободы, одним словом, отступление правительства от истинных русских начал — вот источник всякого зла в России».

Будучи сторонником духовной свободы, Аксаков, как и все славянофилы, был горячим поклонником самодержавия, выступая против его ограничения. Соединённое с православием, как свободным сотрудничеством верующих христиан, и народностью, уходящими глубокими корнями в традиционные формы общественной жизни допетровского периода, самодержавие в них имеет свою опору и жизненную силу.

Однако ничто не вызывало такого большого спора, возмущения и озадаченности, особенно со стороны либералов-западников, как афористическая формула в «Записке» Аксакова, что «русский народ есть народ негосударственный, т. е. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия».

Однако из контекста «Записки» явствует, что Аксаков имеет в виду негосударственность, неполитичность - в смысле отсутствия стремления русского народа к государственной власти по ряду причин: во-первых, государство для русского народа не цель, а средство («под державою хранимы благоденственное и мирное житие поживем»), во-вторых, создав самое могущественное государство в мире, он не хочет сам государствовать, а блюдет крепость власти. В нём нет рабского поклонения перед государством, народ русский «никогда не подменял религиозно-нравственные идеалы политическими, совесть—внешним законом. Бога в пользу Кесаря»; в-третьих, русский народ по природе чужд всяческому формализму, хотя и понимает необходимость внешней юридической формы.

В отличие от немцев и французов, с гордостью почитающих чиновничью форму, русский народ не приемлет её, пишет Аксаков, с презрением и недоверием воспринимает поклонение форме и до вредной крайности проявляет халатное отношение к исполнению формальных обязанностей; в-четвертых, Россия - страна села, а не города, где менее проявляется склонность жить политической жизнью; что касается города, то здесь, начиная с петровской эпохи, прививается политическое властолюбие, как западное влияние, не имеющее ничего общего с народной традицией, с народным самосознанием.

Таким образом, по мнению Аксакова, основы высоконравственной жизни, внутренней справедливости присущи неиспорченному цивилизацией сельскому населению, крестьянству, и, в отличие от Запада, преобладание их над внешними законодательными, политическими формами вполне очевидно. Об этом свидетельствует история образования государственного начала у русских славян, где общественная структура общественно-политический строй опирались на волю народа.

Неприятие всего западного, тлетворно влияющего на русское общество, противопоставлялось Аксаковым высоким качествам русского народа, космополитизм Запада — социальному альтруизму России. «Россия — идеал общежития», - это выработанная им «формула».

Н.О. Лосский в своем очерке о К.С. Аксакове в «Истории русской философии» писал: «Ненависть Аксакова к Западной Европе была такой же сильной, как и любовь к России. Киреевский, Хомяков, указывая на пороки западной цивилизации, в то же время признавали ее достоинства. Они любили западную цивилизацию и настаивали на необходимости синтезирования ценных элементов западного и русского духа. К. Аксаков видел только тёмные стороны западной цивилизации: насилие, враждебность, ошибочную веру (католицизм и протестантизм), склонность к театральным эффектам, слабость».

Вся жизнь К.С. Аксакова, которого называют идеологом славянофильства, была посвящена главной задаче—развенчать чары петровской эпохи и пробудить традиционный религиозно-нравственный дух русского народа допетровского времени Аксаков верил в его активную силу, способную защитить свою свободу, крестьянскую общину («внутреннюю правду») от разрушительных факторов внешней формы государства («внешней правды»), заражённой разлагающим духом Запада.

Политические и философские воззрения К. Аксакова оказали большое влияние на сторонников славянофильской идеологии.


Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. В 4 ч. Русская политическая мысль. Кн. 5. XIX век. Под ред. А.К. Голикова, Б.А. Исаева, В.Е. Юстузова. СПб., 2001



Институт бизнеса

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Блаженная Матрона Московская

2 мая

Блаженная Матрона Московская (1952)

Дни памяти: Апрель 19 (2 мая), Август 24 (6 сентября) (Собор Московских святых - переходящее празднование в восресенье перед 26 августа), Сентябрь 22 (5 октября) (Собор Тульских святых)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год