25 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

25 апреля

Русский учёный-языковед и педагог Ф.И. Буслаев (1818–1897)

13 (25) апреля 1818 года, г. Керенск Пензенской губернии – 31 июля (12 августа) 1897 года, посёлок Люблино под Москвой

(См. далее...)

25 апреля

Русский композитор В.П. Соловьев-Седой (1907-1979)

Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьёвых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте.

(См. далее...)

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву.

(См. далее...)

Другие события:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

26 мая

Русский драматург А.Н. Арбузов (1908-1986)



А.Н. Арбузов

Арбузов Алексей Николаевич (1908–1986) - русский драматург.

Родился 13 (26) мая 1908 года в Москве.

В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, болезнь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей.

Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир.

Сначала он был актёром, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля П.П. Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нём школу; затем – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929).

Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – «Класс», 1930).

В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта. Отдавая дань эстетическим тенденциям «нового» искусства с его тяготением к прямолинейной лозунговости и в то же время фактографической точности и «производственному» сюжету, Арбузов формирует соответствующий репертуар, задумывает пьесу о шахтёрах, для чего едет в донбасский рабочий поселок. Он также знакомится с жизнью заводов и строек.

Интерес вызывает у Арбузова театр Вс. Мейерхольда.

Начинающий драматург входит в кружок творческой молодежи, объединившейся вокруг Э. Гарина (А. Гладков, И. Шток, В. Плучек и др.).

Первый большой успех принесла Арбузову комедия «Шестеро любимых» (1935; 2-я ред. 1958), написанная для журнала «Колхозный театр».

В мае 1938 года Плучек, Арбузов и Гладков, решив писать коллективно и методом импровизации пьесу о первых строителях Комсомольска, создали свою «Государственную театральную московскую студию», к которой вскоре стали близки Б. Слуцкий, П. Коган, Н. Майоров, Д. Самойлов и в которой в 1940 году, главным образом усилиями Арбузова, была создана пьеса «Город на заре» (первая постановка – февраль 1941; опубл. 1957).

Эта пьеса – хроника, героем которой явилось Время, а одним из действующих лиц – Хор комсомольцев-строителей города.

За несколько месяцев студийцы дали более 40 спектаклей, о которых прошли бурные диспуты в МГУ и МИФЛИ.

Во время Великой Отечественной войны часть студии превратилась во Фронтовой театр; Арбузов написал пьесу «Бессмертный» (1942; совм. с Гладковым) и «Домик в Черкизове» (1943; новая редакция – «Домик на окраине», 1954).

Созданная в 1938 году (окончательный вариант – 1947 год) пьеса «Таня» сделала драматурга по-настоящему знаменитым. Спектакли по пьесе были сразу поставлены в театрах Новосибирска, Смоленска, Ярославля, Горького, затем почти во всех театрах страны (особенно успешной оказалась постановка 1939 года в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли).

С этой камерной лирической драмы о любви, семейном взаимопонимании и женском призвании, вызывающей до сих пор много споров и не утратившей зрительского интереса вплоть до нашего времени, начинается разработка в драматургии Арбузова психологических проблем.

Так, одна из лучших пьес драматурга «Годы странствий» (1954; первоначальное название – «Ведерников»), охватывая время с 1937 по 1945 гг., стремится дать картину не столько сюжетных перемещений, сколько «странствий» души мятущегося главного героя.

Большой и продолжительный успех (в том числе, на зарубежной сцене) выпал на долю пьесы Арбузова «Иркутская история» (1959), посвящённой известной актрисе Юлии Борисовой, которая и сыграла главную роль в первой её постановке на сцене Театра имени Евг. Вахтангова (режиссёр Евг. Симонов).

Пьеса, сочетавшая черты монументально-героической, камерно-лирической и социально-бытовой драмы, в максимальной степени выявила свойственное Арбузову тяготение к острым ситуациям, нестандартным, «неправильным» и ярким характерам, вкус к органическому смешению театральных стилей и жанров, введению двух пластов сценического повествования – «сиюминутно-бытийного» и высшего, «вневременного», философского, метафизического.

Различные аспекты повседневной жизни современника, острота психологических коллизий – в пьесах Арбузова «Потерянный сын» (1961), «Мой бедный Марат» (1965), «Счастливые дни несчастливого человека» (1968), «Сказки старого Арбата» (1970), «Мое загляденье» (1972), «Вечерний свет» (1974), «Старомодная комедия» (1975), «Ожидание» (1976), «Жестокие игры» (1978), «Воспоминание» (1981), «Победительница» (1983) и др., всегда мелодраматичных и тёплых и в большинстве своем встреченных с симпатией зрителем и критикой.

Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в свое время начинающих драматургов А. Володина, А. Вампилова, Л. Петрушевскую и многих других литераторов (в начале 1970-х годов он был организатором студии-мастерской молодых драматургов).

Умер Алексей Николаевич Арбузов в Москве 20 апреля 1986 года.



Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год