История и современность
Слово «кадет» происходит от французского cadet, что означает младший, несовершеннолетний. Так назывались в дореволюционной Франции до производства в офицеры молодые дворяне, зачисленные на военную службу. Из Франции это слово позаимствовали почти все европейские государства.
Кадетские корпуса России - средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа.
Зарождение кадетских корпусов в России началось по воле императора Петра I, когда в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, он основал в Москве Школу математических и навигацких наук (будущий Морской корпус).
В 1712 году, также в Москве, Петр I основал Инженерную школу, за которой через несколько лет последовали инженерные и артиллерийские школы в Санкт-Петербурге.
В феврале 1732 года императрицей Анной Иоанновной в Санкт-Петербурге было открыто училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании «Шляхетским корпусом кадетов» (в 1800 году переименован в «Первый кадетский корпус»).
В 1778 году императрица Екатерина II основала уже в Москве Первый московский кадетский корпус.
В царствование Александра I были созданы еще два корпуса (Пажеский и Первый сибирский в Омске).
При Николае I открыты еще восемь корпусов, при Александре II - девять, при Александре III и Николае II - восемь корпусов.
К ведению учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах привлекались образованные офицеры. Вся учебно-воспитательная работа велась по трем основным направлениям: физическое воспитание, воспитание нравственное и воспитание умственное. Весь учебный процесс проводился в соответствии с Положением о кадетских корпусах, где были подробно разъяснены чередование изучаемых предметов, распределение нагрузки, функции воспитателей и учителей.
Наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале ХХ столетия. Первоначально в них обучались представители известных дворянских фамилий. Впоследствии в них начали принимать детей из других сословий. На протяжении семи лет воспитанников кадетских корпусов учили науке управлять государством, служить Отечеству.
Выпускники кадетских корпусов составляли гордость и славу русской армии и флота. Многие из них стали выдающимися военными и государственными деятелями (фельдмаршал П.А.Румянцев, адмиралы П.С.Нахимов и Ф.Ф.Ушаков), известными музыкантами (С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков), писателями А.И.Куприн, В.И.Даль), художниками (П.Федотов).
После февральской революции 1917 года кадетские корпуса были переименованы в гимназии военных ведомств, однако никаких изменений в программе обучения не произошло.
В 1918 году, в связи с ликвидацией старой армии, кадетские корпуса были закрыты.
Организатором и первым главным директором Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге стал генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии граф Бурхард-Христофор фон Миних, после которого Корпус стали называть «Рыцарской академией». Это название утвердилось за ним в XVIII веке, когда это военно-учебное заведение было одним из культурных центров столицы и ее достопримечательностью.
В марте 1732 года в Корпус записались 308 человек, но по ходатайству графа Миниха штат корпуса был расширен до 360 человек. В 1730–1740 гг. в Корпусе началась литературная деятельность А.П. Сумарокова и М.М. Хераскова, появился Кадетский театр, пользовавшийся впоследствии большим успехом.
При императрице Екатерине II система образования в Корпусе была реорганизована в соответствии с идеями эпохи Просвещения. Был утвержден устав Корпуса, составленный известным государственным деятелем И.И. Бецким. Корпус стал именоваться Императорским сухопутным Шляхетным Кадетским. Большой вклад в воспитание и образование кадетов внес Ф.А. Ангальт.
Император Павел I назначил главным директором корпуса М.И. Голенищева-Кутузова, который уделял особое внимание преподаванию военных наук – тактике, которую преподавал сам М.И. Кутузов, фортификации, артиллерии и топографии.
После декабрьского восстания 1825 года, в котором приняли участие некоторые выпускники Корпуса, император Николай I долгое время не был расположен к этому учебному заведению, но затем изменил свое отношение. 25 июня 1831 года Николай I стал шефом Первого Кадетского корпуса, а в 1832 году в течение трех дней торжественно отмечалось 100-летие Корпуса.
В связи с реформой военного образования, в 1862 году русские кадетские корпуса были преобразованы в общеобразовательные заведения военного ведомства, готовящие кандидатов к поступлению в военные учебные заведения. Из-за того, что Первый Кадетский корпус, преобразованный в 1-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию, в 1864–1887 гг. временно покинул свое историческое здание, дворец Меньшикова, шефство над ним русских императоров временно прервалось.
Корпус вернулся в свое историческое здание по инициативе Александра III. Император сказал, что не успокоился бы до тех пор, пока не перевел бы Корпус в его прежнее здание.
После Февральской революции 1917 года Первый Кадетский корпус был реорганизован в 1-ю Петроградскую гимназию Военного ведомства. На территории корпуса, в сборном зале, разместился самокатный батальон, направленный Временным правительством для обороны в случае большевистского восстания. Но во время октябрьских событий этот батальон занял нейтральную позицию и не предпринял никаких активных действий.
После Октября 1917 года в здании корпуса скрывались юнкера и кадеты различных петроградских училищ.
В марте 1918 года Корпус был расформирован.
Идея возрождения кадетских корпусов возникла в России в начале 1990-х годов в молодежной среде любителей отечественной военной истории, которые в 1980-е годы активно объединялись в военно-исторические кружки. Стали устанавливаться отношения с зарубежными российскими кадетами. Совместными усилиями были созданы первые в России кадетские корпуса: в Москве, Новочеркасске, Новосибирске, Воронеже, Петербурге.
Первый Московский кадетский корпус был создан в 1993 году усилиями Московского суворовско-нахимовского союза. Бывшие воспитанники военных училищ открыли его на базе детского дома, сшили для набранных кадетов форму, из своих рядов назначили директора, офицеров-воспитателей, работавших на безвозмездной основе. Так корпус существовал почти пять лет, и только после выхода распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ о создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов), а также постановления Московского комитета образования деятельность корпуса была узаконена.
В 1997 году Президент РФ Борис Ельцин подписал распоряжение о создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ, и Первый корпус стал и первым государственным в столице.
В кадетских корпусах в целом, кроме хорошей общеобразовательной подготовки, создаются условия для интеллектуального, духовного, нравственного и физического развития детей и подростков. У кадетов воспитывается чувство любви к Родине, ее истории и традициям, формируется образ будущего защитника Отечества.
|