20 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

22 апреля

Русский писатель-фантаст И.А. Ефремов (1907-1972)

Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 (1908?) года в купеческой семье в селе Вырица Царско-Сельского уезда Петербургской губернии.

(См. далее...)

24 апреля

Русский поэт В.И. Фирсов (р.1937)

Владимир Иванович Фирсов (26 апреля 1937) - русский поэт.

(См. далее...)

25 апреля

Русский учёный-языковед и педагог Ф.И. Буслаев (1818–1897)

13 (25) апреля 1818 года, г. Керенск Пензенской губернии – 31 июля (12 августа) 1897 года, посёлок Люблино под Москвой

(См. далее...)

25 апреля

Русский композитор В.П. Соловьев-Седой (1907-1979)

Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьёвых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте.

(См. далее...)

Другие события:

20 апреля

Пятница Светлой седмицы

(См. далее...)

20 апреля

Икона Божьей Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы)

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

(См. далее...)

20 апреля

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский (после 820)

День памяти: Апрель 7 (20)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

22 января

Русский кинорежиссёр, теоретик кино С.М. Эйзенштейн (1898-1948)






С.М. Эйзенштейн

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) - русский кинорежиссёр, художник, теоретик кино, фильмы и теоретические работы которого (прежде всего, в области монтажа) утвердили новые формы кинематографической выразительности.

Родился 10 (22) января 1898 года в Риге, в семье инженера-строителя.

Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917 года, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности.

После окончания войны, вдохновленный революционными идеями, Эйзенштейн пришёл в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссёром и художником по декорациям.

В 1924 году совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм «Стачка» – о забастовке рабочих на одном из российских заводов.

Следующий фильм Эйзенштейна, «Броненосец «Потёмкин» (1925), в острой драматической форме рассказывал о восстании матросов на «Потёмкине».

В 1927 году был поставлен фильм «Октябрь» – сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события революции 1917-го года, а ещё через два года – картина «Генеральная линия», посвящённая коллективизации сельского хозяйства.

В 1930 году Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят.

По возвращении в Россию режиссёр основное внимание уделял работе над теоретическими исследованиями и лекционными курсами.

Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.

После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину «Александр Невский» (1938) – о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 веке.

Работа Эйзенштейна над его последним фильмом «Иван Грозный» (1944–1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего всё большее раздражение творческой независимостью режиссёра. Вторая серия фильма вышла в прокат после смерти художника только в 1958 году.

«Иван Грозный» представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актёров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесён с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.

Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссёров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране любые темы, даже самые абстрактные (так, режиссёр даже предполагал экранизировать «Капитал» К. Маркса).

В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, «оперная» манера игры актеров в последних фильмах художника, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения – все эти выразительные средства кино в творчестве Эйзенштейна достигли апогея, были им глубоко разработаны и исследованы.

Имя Эйзенштейна навсегда останется в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа.

Умер Сергей Михайлович Эйзенштейн в Москве 11 февраля 1948 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.



Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год