Выдающиеся личности
Павел Николаевич Филонов (1883–1941) - русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 века.
Родился в Москве 8 (20) января 1883 года в семье кучера. Рано осиротел.
В 1897 году семья, оставшаяся на попечении сестры Александры, переехала в Петербург.
Учился в живописно-малярных мастерских (1897–1901), школе-студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908–1910).
В 1905–1907 гг. путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь).
Был членом «Союза молодежи» (с 1910 года), после распада последнего вместе с Д. Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины"» (1914).
В те же годы сблизился с В.В. Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму «Пропевень о проросли мировой» (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы.
В 1916–1918 годах служил в действующей армии на Румынском фронте.
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге («Мужчина и женщина», «Пир королей», «Восток и Запад», «Запад и Восток»; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. По этим работам видно, как вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Вместе с тем (в отличие от В.Е. Татлина), он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пёстрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.
Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в художественную жизнь. Он стал одним из инициаторов создания ИНХУКа (Института художественной культуры) и с 1923 года руководил в нём отделом общей идеологии.
В том же году он опубликовал Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на базе которой в 1925–1927 гг. сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия живописных «голов»).
Вместе с тем, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П. Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия. Мастер испытывает всё больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок.
Хотя художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты, его попытки создать «тематическую картину» в духе соцреализма («Тракторный цех Путиловского завода», 1931) или торжественный портрет вождя («И.В.Сталин», 1936; обе работы – в Русском музее, Петербург) не имели общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные «формулы» 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой – он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов (хотя в последние годы художник всё чаще обращается к Богу). Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н. Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным).
Умер Павел Николаевич Филонов в Ленинграде 3 декабря 1941 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.
|