25 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

25 апреля

Русский учёный-языковед и педагог Ф.И. Буслаев (1818–1897)

13 (25) апреля 1818 года, г. Керенск Пензенской губернии – 31 июля (12 августа) 1897 года, посёлок Люблино под Москвой

(См. далее...)

25 апреля

Русский композитор В.П. Соловьев-Седой (1907-1979)

Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьёвых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте.

(См. далее...)

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву.

(См. далее...)

Другие события:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

6 ноября

Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912)



Д.Н. Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) (1852–1912) - русский писатель.

Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860–1864), Екатеринбургском духовном училище (1866–1868), Пермской духовной семинарии (ушёл после 4-го класса в 1872 году), на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии (1872–1876, не окончил), на юридическом факультете Петербургского университета (1876–1877, ушёл из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулеза).

В 1877–1891 годах жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 года – в Петербурге, Царском Селе и Павловске.

В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал воздействие идей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.Л. Лаврова, Д.И. Писарева.

Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература (Ч. Дарвин, К. Фохт, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев).

С 1875 года Мамин-Сибиряк в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности».

В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, не лишённые, в духе П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях («Старцы», 1875; «Старик», «В горах», «Красная шапка», «Русалки», все 1876; «Тайны зеленого леса», 1877; роман «В водовороте страстей», авторское назв. «Виноватые», 1876, и т.д.).

С 1872 года Мамин-Сибиряк начал работу над задуманным под влиянием «Ругон-Маккаров» Э. Золя первым произведением из цикла романов об уральских заводчиках «Приваловские миллионы» (др. названия «Семья Бахаревых», «Каменный пояс»).

Опубликованный в 1883 году в 5-й, окончательной редакции, этот роман, наряду с рассказами и очерками «В камнях» (впервые за подписью Д. Сибиряк), «На рубеже Азии», «В худых душах» (все 1882), «Золотуха», «Бойцы» (оба 1883) и др., принес Мамину-Сибиряку репутацию видного писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни (созвучного одновременному развитию «областнической» литературы в Европе и предвосхитившего современную отечественную беллетристику, посвящённую «малой родине»).

Следующие романы «уральского» цикла – «Горное гнездо», «Дикое счастье» (первонач. назв. «Жилка», оба 1884) упрочили литературные позиции Мамина-Сибиряка, долгие годы испытывавшего тяготы ежедневного многочасового репетиторства, безденежья и непризнания.

Герой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа «Приваловские миллионы», многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального (Э. Золя, Дж. Голсуорси, Т. Манн) и русского (М. Горький) романа рубежа 19–20 вв. Молодой идеалист пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды заводского быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества» и полусвета, образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев и др., рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками, пословицами и присловьями, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта, меткость сатиры (особенно характерной для «Горного гнезда», сочетающего щедринский гротеск с мрачной метафорикой Молоха А.И. Куприна) сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.

В задуманном как продолжение «Горного гнезда» романе «На улице» (1886; первонач. назв. «Бурный поток») Мамин-Сибиряк переносит своих «уральских» героев в Петербург и, рассказывая о взлёте и крахе некоего газетного предприятия, подчёркивает отрицательный характер социального отбора в «рыночном» обществе, где лучшие (наиболее «нравственные») обречены на нищету и гибель.

Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе «Именинник» (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с её апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского – в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме.

В 1885 году Мамин-Сибиряк написал пьесу «Золотопромышленники» («На золотом дне»), не имевшую большого успеха.

В 1886 году он был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлёк сборник Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы» (тт. 1–2; 1888–1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.

Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 года посвящён роман «Три конца. Уральская летопись» (1890); в жёстких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе «Золото» (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе «Хлеб» (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов «Около господ», 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и «Охонины брови» (1892; их эпохи Пугачевщины на Урале).

«Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «желчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 году счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Алёнушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя «Весенние грозы» (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), «Без названия» (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903).

Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894); ему тематически близок роман «По новому пути» (1896; другое название - «Ранние всходы») – о печальной судьбе курсистки в Петербурге.

Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе «Падающие звезды» (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке.

Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сб. рассказов «Детские тени», 1894; хрестоматийные рассказы «Емеля-охотник», 1884; «Зимовье на Студёной», 1892; «Серая Шейка», 1893; «Алёнушкины сказки», 1894–1896).

Умер Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в Петербурге 2 (15) ноября 1912 года.

Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1956 году прах писателя и памятник перенесены на Волковское православное кладбище (Литераторские мостки, площадка писателей).



Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год