Выдающиеся личности
Владимир Яковлевич Мотыль - российский режиссёр и сценарист.
Лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Режиссёр фильма «Белое солнце пустыни».
Родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель. Отец - Мотыль Яков Данилович, польский эмигрант. Мать - Левина Берта Антоновна, выпускница Петроградского пединститута.
Через три года после рождения Владимира его отец был схвачен чекистами и отправлен в концлагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб. Участь сестёр и братьев матери, её родителей также была трагической. Дед Мотыля отказался вступать в колхоз, дом его вместе с крепким середняцким хозяйством был разграблен, а вся многодетная семья выселена на Крайний Север.
Мать Мотыля избежала северной ссылки, поскольку находилась в дни раскулачивания на Украине, будучи практиканткой знаменитого педагога Антона Макаренко. Лишь несколько лет спустя карающая рука «красного» террора настигла и её. Вместе с матерью дошкольник Володя оказался в ссылке на северном Урале. Матери позволили работать в колонии малолетних преступников воспитательницей.
В захолустных городках, где располагались эти учреждения, не было театров, картинных галерей, концертного зала. Мать работала сутками, на её собственного «беспризорника» времени не оставалось, и для дошкольника и школьника младших классов единственным средством художественного познания мира была узкоплёночная передвижка. Чёрно-белые немые киноленты завораживали Володю, как окна волшебной реальности образов Чарли Чаплина, «Детства Горького», «Чапаева» и «Весёлых ребят». Уже тогда возникла страстная вера: «Вырасту - буду делать кино».
В начальных классах школы в городе Оса Владимир организует кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. От скромной зарплаты мама отрывает деньги, чтобы выписывать сыну журнал «Советский экран». Но ни в Институт кинематографии в Москве, ни позже на Высшие режиссёрские курсы Мотыль не попал. Он окончил в Свердловске театральный институт и там же заочно историко-филологический факультет университета.
Десяток лет проработал в театрах Урала и Сибири, поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет стал главным режиссёром свердловского ТЮЗа.
Но детские мечты не давали покоя, и Мотыль из главрежей уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где без диплома ВГИКа нечего было и думать о постановке... Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане. Его фильм «Дети Памира» (1963) принёс ему единодушное признание авторитетных критиков в центральной прессе.
Вторая его работа - «Женя, Женечка и Катюша», осуществленная в Ленинграде по собственному сценарию совместно с Б. Окуджавой, вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию. Спасительной для Мотыля оказалась созданная к тому времени студия Г. Чухрая. Она имела особый статус - автономию в выборе сценариев и режиссера.
Экспериментальная киностудия пригласила режиссёра на постановку сценария «Пустыня»... Русский «вестерн» Мотыля «Белое солнце пустыни» (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции.
Устойчивой оказалась и популярность масштабной двухсерийной ленты «Звезда пленительного счастья» (1975), также единодушно признанной кинокритикой и публикой.
…В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Ф. Искандера и поставив фильм «Расстанемся - пока хорошие» (1991). Некоторые перипетии событий конца XX века как бы предвосхищали трагизм столкновений на Северном Кавказе в 1990-е годы. Единственной лентой, снятой в нынешней реальности, стала картина «Несут меня кони» (1996).
С 1990-х годов Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов, он является секретарем Союза кинематографистов Москвы.
Более десятка последних лет режиссёр преподает в школах кино и телевидения.
Увлечение Мотыля - путешествия. Он объехал полмира, а Россию - от Североморска до Курил и острова Врангеля.
ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:
|