29 марта 2024
Разделы событий:
События по теме:

31 марта

Генерал, русский военный деятель А.А. Брусилов (1853-1926)

Родился - 1853, Тифлис; умер - 1926, Москва.

(См. далее...)

31 марта

Писатель К.И. Чуковский (1882-1969)

(Родился - 1882, Петербург; умер - 1969, Кунцево)

(См. далее...)

31 марта

Австрийский композитор Ф.Й. Гайдн (1732-1809)

( 31.03.1732 года [Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии)]- 31.05.1809 года [Вена])

(См. далее...)

1 апреля

Русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1854)

1 апреля 1809 год родился великий русский писатель Н.В. Гоголь. Умер 4 марта 1852 года

(См. далее...)

Другие события:

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

30 марта

Преподобный Алексий, человек Божий (411)

День памяти: Март 17 (30)

(См. далее...)

31 марта

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Отныне будут ублажать Меня все роды.

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

17 июня

Русский композитор И.Ф. Стравинский (1882-1971)


Родился 17.06.1882 - умер 06.04.1971



И.Ф. Стравинский

Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) – русский композитор.

Родился в семье певца Мариинского театра Ф.И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н.А. Римского-Корсакова.

С 1914 года постоянно жил за рубежом, с 1939 года - в США.

Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкальных и хореографических образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где «нитью Ариадны» стал энергичный, выразит, ритм.

Первый балет Стравинского - «Жар-птица» (1910, Париж, балетмейстер М.М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий художественного объединения «Мир искусства», возглавлявшегося организатором Русских сезонов С.П. Дягилевым. «Жар-птица» отразила ориентацию на экзотическое зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончённая пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии.

Вскоре Стравинский решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении.

В балете «Петрушка» (1911, балетмейстер Фокин, Русский балет Дягилева, театр «Шатле», Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей.

Стихия движения, рождающаяся в сочетаниях энергичных пластических ритмов, господствует в «Весне священной» (1913, балетмейстер В.Ф. Нижинский, Русский балет Дягилева, парижская Опера). Партитура этого балета в значительной степени определила развитие музыки 20 века, открыв новые способы организации музыкального материала. При этом балет пронизан своеобразной плаcтикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов.

В годы 1-й мировой войны Стравинский вновь резко сменил стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль русского фольклорного начала, но в его трактовке наметились существенные сдвиги. Наиболее яркие сочинения, завершившие «русский период» творчества композитора, - пантомима с пением «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (завершено в 1916 году, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б.Ф. Нижинская), «История солдата» (1918, Лозанна, режиссер Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореографическая кантата «Свадебка» (1923, Париж, балетмейстер Нижинская).

Все они являются синтетическими представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля. В основу развития всех этих сочинений положены короткие попевки, воспроизводящие мелодичность и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным.

В балетной музыке Стравинского 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчётливо обозначился в балете «Пульчинелла» (1920, балетмейстер Л.Ф. Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж.Б. Перголези, представшей в современной обработке.

Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: «Аполлон Мусагет» (1928, балетмейстер А. Р. Больм, Вашингтон; балетмейстер Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева, Театр Сары Бернар, Париж) и «Поцелуй феи» (1928, балетмейстер Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера).

В «Аполлоне Мусагете» композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времён Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, «самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий».

В «Поцелуе феи» композитор избрал своей моделью музыку П.И. Чайковского, представив «современное прочтение» ряда его мелодий.

Неоклассическое направление проявилось и в мелодраме «Персефона» (1934, Париж, режиссёр и балетмейстер К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж).

Однако его вершиной в музыке стал балет «Игра в карты» (1937, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин).

Этот балет не опирается на какой-либо конкретный композиторский стиль прошлого - в нём слышны отголоски мелодий П.И. Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодичных линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорической игры в карты. Балет нашёл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского, давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореографических структур.

Созданные в 1938 году «Балетные сцены» (1944, балетмейстер А. Долин, «Зигфелд тиэтр», Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и американской бытовой музыки.

В русле неоклассицизма написан балет «Орфей» (1948, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин, «Балле сосайетн». Нью-Йорк).

Последний балет «Агон» («Состязания», 1957, балетмейстер Баланчин, «Нью-Йорк сити балле») отражает стилистические тенденции позднего периода (обращение к серийной технике композиции).

В последние годы творческой деятельности усиливаются траурные и религиозные настроения, композитор отдаёт предпочтения камерным и вокально-инструментальным жанрам.

Резко сокращается число крупных произведений: за 15 лет всего один балет (предельно абстрактный «Агон», посвящённый Джорджу Баланчину), одно сценическое музыкальное представление («Потоп», написанный для телевизионной постановки).

Одно за другим появляются произведения «памяти...» - Дилана Томаса, Джона Кеннеди, Олдоса Хаксли, Т.С. Элиота. Практически все остальные произведения посвящены духовной тематике: здесь и величественный «Canticum Sacrum», пятичастная форма которого продиктована архитектурой притворов собора св. Марка в Венеции, и достаточно продолжительные по времени «Threni» (Плач пророка Иеремии), а также «Проповедь, притча и молитва» и священная баллада «Авраам и Исаак», написанная на иврите.

Обращается композитор и к музыке близкого по духу Карло Джезуальдо ди Веноза, обработав к 400-летию несколько его мадригалов.

Особняком стоят «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) - своеобразный опыт композиции, находящийся в творческом родстве с сериальной музыкой Булеза и Штокхаузена.

1962 год ознаменовался первым за 52 года фактического изгнания визитом на родину - по приглашению Министерства культуры СССР Стравинский дёт несколько концертов в Москве и Ленинграде. Поездка оказала несомненно сильное эмоциональное воздействие на композитора, однако сдержанный и осторожный в проявлении истинных чувств, Стравинский ни разу не высказался критически. «Я такой же русский, как и вы, и никогда не был эмигрантом... Моя жена была слаба здоровьем и только поэтому я не мог оставаться там более».

В 1966 году, когда Стравинский был уже серьёзно болен, написано одно из последних произведений - «Requiem Canticles» (Заупокойные песнопения) для солистов, хора и камерного оркестра.

Сочинение-эпитафия проникнуто светлым предвосхищением Бога и трепетным человеческим приближением к Вечности. Лаконичность высказывания, значимость каждой интонации и каждого звука говорит об особой кристаллизации стиля - того стиля, который всегда отличал Стравинского вне зависимости от его исканий в области музыкальной манеры.

Последнее произведение композитора - инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа - написано на немецком языке, ранее им не использовавшемся.

Таким образом, Стравинский остался в истории музыки как уникальный пример композитора, писавшего на семи (!) языках: английском, немецком, французском, итальянском, латинском, иврите, а также на родном - русском.

Богатая творческая жизнь композитора оборвалась в 1971 году: он умер в Нью-Йорке в возрасте 88 лет.

Музыка Стравинского, на протяжении всей его жизни критиковавшаяся за новизну и «непонятность», теперь с удивлением обнаруживается крепко связанной с традициями русской и европейской музыки и культуры.

Композитор всегда твёрдо шёл по намеченному пути, безошибочный успех которого был виден только ему. Признание или непризнание мало что значили для него, так же как и ожидания публики не играли никакой роли - никогда не потакая ей, он только лишь разрушал ненужные стереотипы и воспитывал вкус, оставаясь при этом самим собою.

Примечательно высказывание об И.Ф. Стравинском Жана Кокто: «Разве это не чудо: гроза, крайне озабоченная совершенством кривой, которую вычерчивают регистрирующие её приборы? Восточный романтизм, работающий на латинский рационализм».



Россия великая

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год