20 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

22 апреля

Русский писатель-фантаст И.А. Ефремов (1907-1972)

Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 (1908?) года в купеческой семье в селе Вырица Царско-Сельского уезда Петербургской губернии.

(См. далее...)

24 апреля

Русский поэт В.И. Фирсов (р.1937)

Владимир Иванович Фирсов (26 апреля 1937) - русский поэт.

(См. далее...)

25 апреля

Русский учёный-языковед и педагог Ф.И. Буслаев (1818–1897)

13 (25) апреля 1818 года, г. Керенск Пензенской губернии – 31 июля (12 августа) 1897 года, посёлок Люблино под Москвой

(См. далее...)

25 апреля

Русский композитор В.П. Соловьев-Седой (1907-1979)

Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьёвых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте.

(См. далее...)

Другие события:

20 апреля

Пятница Светлой седмицы

(См. далее...)

20 апреля

Икона Божьей Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы)

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

(См. далее...)

20 апреля

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский (после 820)

День памяти: Апрель 7 (20)

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

22 февраля

Польский композитор и пианист Ф. Шопен (1810-1849)


День рождения: Февраль 22 (?)
День памяти: Октябрь 17



Фредерик Шопен

Фредерик Францишек Шопен (фр. Chopin, Fréderic François; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810–1849) – польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени).


Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы – это всеми признанные шедевры. Шопен был новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.


Фридерик Шопен родился в 1810 году, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Николá (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернёром и школьным учителем, мать воспитывалась в дворянской семье.

Уже ребёнком Шопен проявил яркие музыкальные способности: в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочинённый им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрёл вкус к роскоши и подчёркнутую изысканность манер.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актёром.

Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень.

В 16 лет Шопен был принят в консерваторию. Её окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование Шопена.

В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры.

В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.

Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 году. После этого композитор никогда не возвращался на родину.

В 1831 году Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трёх десятков публичных концертов.

Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая свобода. Он был пионером т.н. «рубато»: артикуляции музыкальной фразы, продления одних звуков за счёт сокращения других.

Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приёмов. Шопен был непревзойдённым творцом мелодий, он одним из первых привнёс в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в.

То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Композитор разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Шопен сочинил около трёх десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно «Хорошо темперированному клавиру» И.-С. Баха, этюды Шопена – прежде всего, гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента. Дидактические же задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Композитор поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Как уже отмечалось, эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 века оставили своим последователям.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трёхдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти всё, написанное компоитором, мазурки весьма «пианистичны» и требуют от исполнителя большого искусства – даже если не содержат явных технических трудностей.

Полонезы крупнее мазурок и по протяжённости, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов.

Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почётное место среди шедевров мировой фортепианной литературы.

Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений.

Композитор – автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

Шопен обращался также и к крупным музыкальным формам. Многие специалисты наивысшим его достижением в этой области считают фантазию фа минор, сочинённую в 1840–1841 годах. В этом сочинении Шопен нашёл модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам.

В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Её третья часть – известный во всём мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме Вторая соната в исполнении великих пианистов предстаёт как поразительно цельное произведение.

Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую её четыре части, и является одним из высших достижений композитора.

Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы.

В 1836 году Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлёкся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута.

Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет. Большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане.

Сложным периодом жизни для композитора, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839 года, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с бытовой неустроенностью губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулёзом легкие.

В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд обострились. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние чёрной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848 года.

Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где он, уже очень больной, играл у королевы Виктории и дал несколько концертов.

Последний состоялся 16 ноября 1848 года.

Через неделю композитор вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, он вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора – Людвика. Не оставляли его вниманием и французские друзья.


Фредерик Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников творчества великого композитора.


На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Классическая музыка,



Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год