26 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

28 апреля

Великий чешский педагог Я.А. Каменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

(См. далее...)

28 апреля

Русская писательница В.А. Осеева (1902-1969)

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель А. Алексин Валентину Александровну Осееву.

(См. далее...)

29 апреля

Российский император Александр II (1855-1881)

Родился 17 (29) апреля 1818 г., Москва - умер 13 марта 1881 г., Санкт-Петербург

(См. далее...)

1 мая

Русский писатель В.П. Астафьев (1924-2001)

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) - русский писатель.

(См. далее...)

Другие события:
Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

28 февраля

Итальянский композитор Д. Россини (1792-1868)



Д. Россини

Джоаккино Россини (Joakkino Rossini) родился 29 февраля 1792 года в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы.

Он очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810 года, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс "Вексель на брак" (La cambiale di matrimonio, 1810 г.) – была поставлена в Венеции.

За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – "Пробный камень" (La pietra del paragone, 1812 г.) и "Шелковая лестница" (La scala di seta, 1812 г.) – до сих пор пользуются популярностью.

В 1813 году Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: "Танкред" (Tancredi) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа "Итальянка в Алжире" (L'italiana in Algeri), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.

Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции. Но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера "Турок" в Италии (Il Turco in Italia, 1814 г.) – своего рода «пара» к опере "Итальянка в Алжире") не имела успеха.

В 1815 году Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло».

Речь идет об опере "Елизавета, королева Английская" (Elisabetta, regina d'Inghilterra), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини).

Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер.

Второй из них - по времени написания - стала опера "Севильский цирюльник" (Il Barbiere di Siviglia), впервые поставленная 20 февраля 1816 года. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.

Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 года оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – "Отелло" по Шекспиру. В ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира.

Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима. Его "Золушка" (La cenerentola, 1817 г.) впоследствии благосклонно принималась публикой, однако премьера не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил эту неудачу гораздо спокойнее.

В том же 1817 году он ездил в Милан для постановки оперы "Сорока-воровка" (La gazza ladra) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры к ней.

По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу "Армида" (Armida), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем "Сорока-воровка".

За следующие четыре года Россини сочинил ещё десяток опер, в основном не особенно известных в настоящее время.

Вместе с тем, до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 году он написал оперу "Моисей в Египте" (Mos in Egitto), которая вскоре завоевала Европу.

В 1819 году Россини представил "Деву озера" (La donna del lago), которая имела успех более скромный.

В 1822 году Россини в сопровождении жены, Изабеллы Кольбран, впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы.

Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу "Зельмира" (Zelmira), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Хотя некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини.

Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном.

Осенью того же года композитора вызвал в Верону князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза.

В феврале 1823 года он сочинил для Венеции новую оперу – "Семирамиду" (Semiramida), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. "Семирамида" может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, эта опера с таким блеском прошла в других странах, что после неё репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.

В конце 1823 года Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты, Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор.

Самым важным событием того времени стало получение композитором приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней. Кроме того, он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. (Надо помнить, что Париж был тогда центром "музыкальной вселенной", приглашение в Париж являлось для музыканта очень высокой честью).

Россини приступил к своим новым обязанностям 1 декабря 1824 года.

Ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа. А самое главное, он сочинил комическую оперу "Граф Ори" (Le comte Ory), которая имела, как и следовало предполагать, огромный успех.

Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829 года, стала опера "Вильгельм Телль" (Guillaume Tell), сочинение, которое считают крупнейшим достижением композитора.

Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как "Севильский цирюльник", "Семирамида" или "Моисей": рядовые слушатели считали "Телля" оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что опера содержит прекраснейшую музыку, и к счастью, она не исчезла полностью из современного мирового репертуара. Все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.

После "Вильгельма Телля" Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры.

В течение следующего за "Теллем" десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет.

Правда, в 1831 году он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная "Stabat Mater" (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф. Мендельсоном, благодаря которому открыл для себя творчество И.С. Баха.

Можно полагать, что в Париж композитора призывали не только судебные дела. В 1832 году Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Так как отношения Россини с женой давно оставляли желать лучшего, в конце концов, супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного композитора.

В 1855 году Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться, к композитору вернулась доля оптимизма. Музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум.

15 апреля 1857 года – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их "Грехи моей старости". Эта музыка стала основой для балета "Волшебный магазинчик" (La boutique fantasque).

В 1863 году появилось последнее произведение Россини - "Маленькая торжественная месса" (Petite messe solennelle). Эта месса, по существу, - не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасное по музыке и проникнутое глубокой искренностью произведение.

Россини скончался 13 ноября 1868 года и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.



Люди

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год