Церковные праздники
Проповедь архиепископа Никона (Петина), посвящённая дню Отдания праздника Пасхи
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Прошли и дни, и часы неизреченной радости! Теперь их долго ожидать: земля пройдёт вокруг солнца по своему пути, совершатся на земле смены времен – лета, осени, зимы, весны, - тогда опять придут святые дни, тогда опять придут те песнопения, которые таким восторгом наполняли нашу душу.
И вот теперь пришёл тот день, когда в последний раз мы слышим эти песнопения пасхальные, святые, вдохновенные, такие радостные, что нет у христиан ещё другой такой великой радости, как радость слышать эти проникающие к нам в душу мелодии, слова.
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа есть неисчерпаемый источник радости, и Церковь еженедельно установила день, когда мы вспоминаем Воскресение Его.
Апостол в послании своему возлюбленному ученику Тимофею пишет: «Помни Господа Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых» . И это постоянное держание в памяти своей, в сознании, в душе своей Христа Воскресшего из мертвых является великим счастьем для каждой человеческой души. Она ведь алчет, жаждет правды, и лучшие из нас стремятся к той правде, полноты которой так жаждет наша христианская душа, к Правде Божией, и этой Правдой так хочет человек насытить свою душу.
В Нём – Правда Божия, в Нём – Истина, Он – образец. Он - совершенство и в Нём найдёт христианин для жаждущей и алчущей души своей всё то, что необходимо ей – то питание духовное, то питие, которое необходимо, чтоб возрасти нам в меру возраста Христова, в мужа совершенного.
Но вот другие как бы убегают с поля духовной битвы – грешники. Когда чрез грех между душою их и Богом становится стена, когда чувствуют они в своей душе мучение и одиночество, тогда они не знают, где им найти врача, который исцелил бы их израненную душу. Но вспомните Того, Который воскрес для оправдания нашего. «Он умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего», - так говорит нам слово Божие. И вы найдёте покой сердцам вашим.
Иные счастья ищут в жизни, удовлетворения для сердца своего. Опять же только в Нём всё счастье нашей жизни. Всё без него покрыто страхом смерти, и счастье без счастья бессмертного – не счастье для человека, оно – томление души и суета сует, и только озаренное лучами Воскресения становится то счастье, тем истинным и драгоценным счастьем, которое не омрачает уже людей.
«Помни Иисуса, Воскресшего из мертвых!» Ты в исповедании веры говоришь: «Верую в Господа Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых».
А Он сказал: «Я – Воскресение и жизнь». «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Я с вами всегда во все веки!»
А м и н ь.
Архиепископ Никон (Петин)
Архиепископ Никон, в миру Александр Порфирьевич Петин, родился 1 июня 1902 года на Кубани.
Воспитывался в благочестивой православной семье.
Первым учеником закончил духовное училище и Ставропольскую Духовную Семинарию. Её окончание совпало с революционным переворотом в России.
Затем Александр Порфирьевич стал псаломщиком в одном из храмов Екатеринодара, одновременно обучаясь в Политехническом институте на экономическом и историко-филологическом факультетах.
Закончив образование, он подаёт прошение епархиальному архиерею о рукоположении в священный сан диакона, а затем – священника. Будущий Архиепископ Никон был рукоположен целибатом.
Так начался путь служения Господу Иисусу Христу. Этот путь был тернист.
Начало – в городе Пенза. Оно было прервано пятью годами каторги.
В этот город вернулся отец Александр после освобождения в 1937 году. Его племянник и духовный сын протоиерей Александр Кравченко вспоминает, как шёл с дядей по Москве в один из дней этого трагического для многих года: «Отец Александр был в полной священнической форме, в рясе с крестом. Ходил он всегда очень быстро…».
Необходимо отметить, что гражданского платья будущий Владыка не имел вообще, всегда носил сапоги. Внешний вид его был классическим в понимании внешнего образа православного пастыря: длинные волосы и борода, которых не касались ножницы и бритва.
Он всегда был аккуратным: и в тюрьме, и на каторге, и на фронте. Нам, нынешним, трудно даже представить себе, какого мужества и стойкости требовало это в те страшные годы.
Из Пензы отец Александр перешел на служение в город Кимры Калининской области, где служил до начала Великой Отечественной войны.
В 1942 году отец Александр был комиссован из армии и продолжил послушание священника в село Николо-Ям Калининской области. Здесь также он оставался верен себе – ежедневно утром и вечером Богослужение.
Паства души не чаяла в своем батюшке и всегда помогала, когда это требовалось. Во время войны немало подвод с продовольствием и различными подарками были отправлены на фронт из этого прихода. Отсюда, из русской глубинки, и был призван отец Александр для епископского служения.
Прихожане восприняли сообщение о переезде своего батюшки на Донбасс как личную трагедию. Потребовались особый такт и безграничная любовь для того, чтобы понять и отпустить с миром для грядущих немалых свершений на благо Матери-Церкви молодого епископа.
Можно без преувеличения сказать, что Владыка Никон поднял из руин войны и богоборчества Донбасс. Затем такие же труды он понёс и в Одессе.
Похоронен Архиепископ в нижнем храме Одесского Свято-Успенского кафедрального собора.
|