Выдающиеся личности
Сергей Тимофеевич Конёнков (1874–1971) - русский художник.
Родился в деревне Караковичи (Смоленская губерния) 28 июня (10 июля) 1874 года в крестьянской семье.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1896), в частности у С.И. Иванова и С.М. Волнухина, а также в Академии художеств (1899–1902).
В 1895–1896 гг. и в 1912 году путешествовал по Европе и Средиземноморью, испытал влияние скульптурной архаики.
Жил в Москве, наезжая в родную Смоленщину.
В своих дореволюционных вещах виртуозно воплотил типичный для модерна мотив человека-в-стихии, стихии природы и истории. Провозвестия грядущей революции («Самсон, разрывающий узы», глина, 1902, первый вариант не сохранился), таинственный мир музыки («Паганини», гипс, 1906, Русский музей, Петербург), крестьянские и фольклорно-мифологические темы («Старичок-полевичок», «Стрибог», обе работы – дерево, 1910, Третьяковская галерея), – всё это слагается в космос форм, как бы преображающихся на глазах у зрителя.
Особенно эффектным это преображение выглядит в произведениях из дерева, разного рода «полевичках», «леших» и других существах, «нарождающихся» из ствола или корневища.
Конёнков зарекомендовал себя также как мастер портрета («Сказительница М.Д. Кривополенова», дерево, 1915, там же) и декоративного ансамбля.
Работы мастера, созданные по плану монументальной пропаганды (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов», цемент, 1918; группа «Степан Разин со своей ватагой», дерево, 1918–1919; первая была установлена на Спасской башне Кремля, вторая – на Лобном месте, ныне обе хранятся в Русском музее), далеки от официоза.
Как и его друг С.А. Есенин, Конёнков увлеченно слушал «музыку Революции», но воспринимал её в трагическом регистре.
Выехав в 1923 году с выставкой в США, художник остался в Нью-Йорке. В Америке плодотворно работал, имея много портретных заказов, но значительного успеха не имел. Особенно интересен созданный им в этот период (в смешанной технике) большой цикл символических рисунков-диаграмм, где он, увлечённый религиозными идеями, стремился графически запечатлеть и предугадать судьбы человечества (ныне в его музее).
После возращения в Москву (1945) в одной личности как бы сосуществуют «два Конёнкова». Один – автор парадных композиций в «стиле триумф» (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953–1954) и романтико-патетических портретов («Автопортрет», мрамор, 1954, Третьяковская галерея; Ленинская премия 1957), Герой Социалистического Труда (1969).
Другой – уединённый мистик-символист, увлечённо возобновляющий прежние темы, в том числе Паганини и Самсона, работающий над воплощением своих мистических рисунков в больших, универсальных образах (полуабстрактная – по замыслу светокинетическая – композиция Космос, особенно занимавшая его в последние годы; музей Конёнкова).
Умер Сергей Тимофеевич Конёнков в Москве 9 октября 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт его дом-музей.
ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:
|